Виды услуг

Услуги

Перейти к полному списку

Задачи

Вопросы и проблемы

ИНФОРМАЦИЯ
 
 

Структура бизнес-планов.
Стандарты оформления бизнес-планов.

Уже через несколько секунд после того, как было принято решение идти дальше и реализовывать идею или проект, возникают вопросы касательно того, как эти идеи оформить в виде бизнес-плана. Типичными вопросами, связанными со структурой и содержанием бизнес-планов являются, например:

1) Какую информацию должен содержать любой бизнес-план?

С точки зрения законодательства Российской Федерации ни объем, ни содержание бизнес-планов не ограничиваются. Другое дело – ограничения могут накладывать организацией, куда Вы в конечном итоге отправите защищаться Ваш инвестиционный проект. Разумеется, данное условие распространяется только на бизнес-планы, предназначенные для внешних пользователей.

Однако стоит помнить, что бизнес-план по-прежнему представляет собой максимально функциональное описание того, как та или иная идея или проект могут быть реализованы. А это означает, что в обязательном порядке каждый бизнес-план должен содержать следующие блоки:

  • Концепция бизнеса
  • Маркетинг
  • Финансы
  • Производство

«Бизнес-маркетинг-производство-финансы» – основа структуры любого бизнес плана. Вне зависимости от того, скачан ли бизнес-план «бесплатно» или получен от элитной консалтинговой компании, он будет содержать эту информацию.

2) Существует ли какая-то универсальная структура бизнес-плана?

«Типовая» структура типового бизнес-плана обычно содержит следующие пункты:

  • Раздел "Концепция, обзор, резюме".
  • Раздел "Описание базового предприятия".
  • Раздел "Описание продукта".
  • Раздел "Анализ рынка, маркетинг и продажи".
  • Раздел "План производства".
  • Раздел "Организационный план".
  • Раздел "Окружение и нормативная информация".
  • Раздел "Финансовый план".
  • Раздел "Риски проекта".
  • Раздел "Календарный план реализации проекта".

Число подобных моделей содержания бизнес-планов исчисляется десятками - в некоторых случаях раздел «Организационный План» может быть включен в «Описание предприятия», а «описание продукта» совмещено с «маркетинговым» разделом бизнес-плана. Однако в случае с типовыми моделями содержания отличия минимальны, а поэтому выделение одного макета содержания возможно.

Если Ваш бизнес-план, разрабатываемый для внутреннего или внешнего использования, будет раскладывать проект по «типовым» полочкам - можно считать, что минимум выполнен. Инвестор сможет приблизительно оценить проект, а Вы сможете достаточно его проработать и понять.

Следующий уровень ограничений – международные и российские стандарты, принятые в сфере бизнес-планирования. Каждый из этих стандартов устанавливает вполне определенные требования не только к названиям разделов, но и содержанию этих разделов.

Однако всегда необходимо помнить, что структуры и содержания – не ограничивают Вас в возможностях концентрации бизнес-плана вокруг нескольких разделов, раскрывающих сильные стороны Вашего проекта. Иногда это может выделить Ваш проект среди тысяч других.

Наконец, как можно при описании ИТ-стартапа не уделить повышенное внимание проектной команде?

3) Какие международные стандарты оформления бизнес-планов сейчас используются?

Чем раньше Вы решите, куда понесете ваш бизнес-проект – тем лучше вы сможете подготовить бизнес-план. Как правило, банки, венчурные фонды, бизнес-ангелы и так далее, требуют оформления бизнес плана согласно определенным стандартам.

Наиболее распространенными являются методики, разработанные следующими организациями (сами стандарты носят одноименные названия):

Несмотря на то, что методики, разработанные этими организациями, являются наиболее распространенными, существует вероятность при поиске инвестора столкнуться с множеством «внутренних» или локальных стандартов. Например, в России собственные стандарты оформления бизнес планов имеют большинство крупных банков, выдающих кредиты для малого бизнеса.

4) Какова структура бизнес-плана, оформляемого в соотвествии со стандартом UNIDO?

Наиболее распространенный стандарт, согласно которому содержание бизнес-плана должно содержать следующие пункты:

  • Описание предприятия
  • Описание идеи
  • План маркетинга
  • План производства
  • Структура предприятия
  • Финансовый план
  • Приложения

Каждый из пунктов разбит на несколько подпунктов, благодаря чему сущность бизнес-планирования успешно транслируется в направлении практически любого составителя.

5) Какова структура бизнес-плана, оформляемого в соотвествии со стандартом ЕБРР?

Стандарт, введенный в действие Европейским Банком по реконструкции и развития. Бизнес-план, составленный в формате ЕБРР, имеет следующую структуру:

  • Титульный лист
  • Соглашение о конфиденциальности
  • Резюме
  • Описание предприятия (включая информацию о финансовом состоянии и кредитной истории)
  • Описание проекта (источники финансирование, описание идеи, описание рынка, описание производственного процесса и взаимоотношений проекта с окружающей средой, SWOT)
  • Финансовый блок (графики поступлений и выплат, риски, информация о поручителях и заложенных ресурсах, необходимое оборудование и перечень процессов которые будут задействованы после получения финансирования)
  • Приложения

Как можно заметить, в отличие от, например, стандарта Юнидо, ЕБРР гораздо больше внимания уделяет финансовым характеристикам проекта, однако структура остальных информационных блоков несколько менее формализована.

Использовать данный стандарт, разумеется, могут все, но лучше это делать лицам, уже имеющим опыт в бизнес-планировании и в составлении бизнес-планов.

6) Какова структура бизнес-плана, оформляемого в соотвествии со стандартом BFM Group?

Стандарт, ранее использовавшийся исключительно для нужд компании BFM Group, а позднее позаимствованный наиболее предприимчивыми внешними пользователями.

Бизнес-план, оформляющийся в соответствии со стандартом BFM, должен включать в себя следующие разделы:

  • Титульный лист
  • Меморандум о конфиденциальности
  • Резюме бизнес-плана
  • Сведения общего характера (информация о предприятии, проекте)
  • Маркетинговый план (анализ микро и макро среды, маркетинговые расходы, анализ кокурентов и т.д)
  • Организационный план
  • Инвестиционный план (календарные графики выплат по проекту, диаграммы Ганта и т.д.)
  • Производственный план
  • Финансовый план (отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, финансовые показатели проекта и т.д)
  • Риски
  • Приложения

Из всех форматов, принятых в бизнес-среде, BFM является наиболее «основательным» и подразумевает задействование широкого спектра различных аналитических инструментов, начиная от относительно широко распространенных, таких как SWOT, PEST или BKG матрицы и заканчивая составлением и анализом цепей создания стоимости (value chain).

Стандарт BFM требует не простого желания и наличия опыта в написании бизнес-планов, но скорее наличия серьезного уровня компетенций в каждой из описанных областей, помноженного на нахождение составителя бизнес-плана в «бизнес-мейнстриме».

7) Какова структура бизнес-плана, оформляемого в соотвествии со стандартом KPMG?

Формат бизнес-плана, разработанный компанией KPMG для своих потребностей и также нашедший свое место за ее пределами. Стандарт KPMG требует включения в бизнес-план следующих разделов:

  • Резюме
  • Описание продукта или услуги
  • Анализ рынка и отрасли
  • Описание целевых рынков
  • Маркетинговый план (описание стратегии продвижения, прогноз продаж, используемые средства)
  • Описание структуры и управления
  • Финансовый анализ проекта
Rambler's Top100